Лирика А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Сочинения
«Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (по лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой). Сравнение лирических героинь Ахматовой и Цветаевой.

Вступление

“Я голос ваш, жар вашего дыханья…”- так начинается одно из любовных стихотворений Анны Андреевной Ахматовой “Многим”. Эти строки как нельзя лучше раскрывают направление творчества писательницы. Ее стихотворения близки многим женщинам, ведь Анна Андреевна в полной мере могла прочувствовать любовные переживания и отразить их на бумаге. Такой же способностью обладала и Марина Ивановна Цветаева. Ее поэзию так же, как и поэзию Ахматовой, можно считать общечеловеческой, глубокой, всесторонней. Их творчество отличается тонкостью ощущений, музыкальностью, искренностью. Однако именно разница произведений Ахматовой и Цветаевой позволяют читателям в полной мере познать все стороны женской души. 

Анна Ахматова

Несомненно, при сравнении творчества обеих писательниц нельзя не отметить расхождение характеров лирических героинь. Их личность напрямую зависит от отношения поэтов к любви. Для Анны Ахматовой любовь является чувством, которое имеет как созидательную, так и разрушительную силу. Из-за этого автор раскрывает любовь в самом ее драматическом, интимном виде. Это всегда кульминация. Мы не узнаем ни предшествующих событий, ни последующих. Читателю позволяют увидеть только переломный момент: 

Так беспомощно грудь холодела, 
Но шаги мои были легки. 
Я на правую руку надела 
Перчатку с левой руки. 
Лирика Ахматовой и Цветаевой

Лирическая героиня Ахматовой умеет любить горячо и искренне, но, к сожалению, её чувства редко бывают взаимны. Женщина претерпевает унижения, страдания и боль, но, несмотря на все это, она остается гордой и непоколебимой. Героиня не пытается удержать возлюбленного, не унижается перед ним, не просит вернуться. Она понимает, что это не имеет никакого смысла: 

Сердце к сердцу не приковано. 
Если хочешь, уходи. 

Героине некуда податься со своей земной, несчастной любовью. Она словно говорит сама с собой в состоянии порыва, хотя внешне остается спокойной. Женщина не считает нужным разъяснять все, притворяться и лгать. Лирический субъект готов смириться с любыми последствиями сказанного. 

Марина Цветаева

Совершенно иного персонажа мы видим в стихотворениях Марины Цветаевой. Героиня словно живет в двух разных мирах одновременно: в мире реальном и фантастическом, внутреннем. Это прежде всего сильная личность, стремящаяся понять и пережить всё на этом свете:

Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Ею движет жажда полноты жизни. Это стремление узнать все в этом мире и вдохновляет ее на новые стремления. Лирический субъект приходит к любви как к “той самой новости, которая всегда нова”. Любые ее проявления важны для героини, ведь к этому чувству невозможно привыкнуть. Любовь для Цветаевой противоречива, изменчива, из-за чего слишком удивительна: 

Быть нежной, бешеной и шумной, 
- Так жаждать жить! - 
Очаровательной и умной, - 
Прелестной быть! 
 
Нежнее всех, кто есть и были, 
Не знать вины... 
- О возмущенье, что в могиле 
Мы все равны! 
Лирика Цветаевой

Эти светлые эмоции могут быть и лукавой игрой, и трагедией: 

Не поцеловали – приложились. 
Не проговорили – продохнули. 
Может быть – Вы на земле не жили, 
Может быть – висел лишь плащ на стуле. 

Но, несмотря на отрицательные стороны любви, в жизни лирической героини они играют немаловажную роль: она готова принять все то, что преподносит ей судьба. К сожалению, жизнь разводит двух предназначенных друг другу людей, поэтому в стихотворениях Цветаевой так же, как и у Ахматовой, часто появляется мотив разлуки и несчастной любви. Поэтому это чувство поменяло свое направление: “Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь”. 

Вывод

Любовь для Ахматовой и Цветаевой является всеобъемлющей. Неудивительно, что многие их стихотворения посвящены теме, в которой сплетаются различные эмоции. Из-за разных характеров лирических героинь, из-за авторского стиля написания произведений перед читателем открываются все стороны женской души. Это позволяет нам по-разному посмотреть на столь светлое чувство. 

Перейти к другим сочинениям

«Реквием» А. А. Ахматовой

Правда Луки в пьесе Горького «На дне»

Гранатовый браслет

Что может стать крахом цивилизации. «Господин из Сан-Франциско».

Рутина существования и радость жизни И. А. Бунин

Анализ «Крещенская ночь» И.А. Бунина.

Легенда о Данко.