Портреты в произведении «Гранатовый браслет».

Сочинения
Портретное описание героев рассказа «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Вера Николаевна Шеина, Анна Николаевна Фриессе, Г.С. Желтков.
Обложка https://lisitsyna.myportfolio.com/dilogy-for-orchid22-summer19

Вера Николаевна Шеина

Главной героиней произведения “Гранатовый браслет” является княгиня Вера Николаевна Шеина, дочь татарского князя Мирза‑Булат‑Тугановского. Она, как и должно быть у людей с видным положением в обществе, хороша собой:

“…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…».

Её характер также соответствует внешности:

“…Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна…”. 

Портреты в произведении "Гранатовый браслет".

Она была замужем за Василием Львовичем Шеином, губернском предводителе дворянства. Несмотря на свой статус, их семье приходилось экономить:

“Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д.»  

 Хоть женщина и хотела детей, однако их у неё было:

“…та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…»

Анна Николаевна Фриессе

Сестра же сильно отличалась от Веры и характером, и внешностью, и образом жизни.

Анна Николаевна Фриессе «…была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой‑то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно‑кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры…»

«…У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница…». 

Несмотря на любовь к азартным играм (обе сестры имели к ним пристрастие) и к флирту, на ее расточительность и странные противоречия, она «…в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество…» 

Портреты в произведении "Гранатовый браслет".

Отношения между Верой и Анной

Несмотря на явные различия, Вера и Анна любили друг друга и имели доверительные отношения:

«…Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой…»

Еще больше это отражено в сцене, когда госпожа Фриессе дарит своей сестре “маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, — очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости”. Анна долго искала что-то старинное, найдя только переплёт, а все остальное дополнив самостоятельно.  

Княгини и мужья

Анна вышла замуж за богатого, но глупого человека. Она терпеть не может Густава Ивановича Фриессе, однако живет с ним до сих пор: 

«… никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…»

Благодаря такому описанию, можно сказать, что чувство любви ей незнакомо и знакомо не будет из-за уже появившейся семьи. Вера же уже успела познать это чувство однажды. Со временем любовь перешла в крепкую дружбу. К сожалению, а может, и к счастью, такие светлые чувства никогда не длятся долгое время, о чем Куприн и оповещает нас, упоминая этот факт в жизни женщины:

”Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения”, «…Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?..»

Портреты в произведении "Гранатовый браслет".

Писатель считает, что любовь не имеет границ в своем проявлении, но она все равно остается трагичной и мимолетной. Но в то же время автор от лица генерала Аносова пишет “о вечной исключительной любви» : 

“А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость… Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться”. 

Г.С. Желтков

Этой любовью мог бы быть Г.С.Ж. из писем, которые получала Вера в течение восьми лет. Он был не богат, работал чиновником контрольной палаты. Его съемная комната сразу же говорит о различиях в статусе с Верой:

«…Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле‑еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают‑компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью…». 

Портреты в произведении "Гранатовый браслет".

 Желтков “был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами “, “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине…”, ему было около 30-35 лет.

Мужчина оказался нервным и неспокойным, что видно в его портрете: «…Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы…». Казалось, что он глубоко болен и уже находится на грани жизни и смерти:

“Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами”

“Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого”

Тем самым Куприн словно предупреждает читателя о конце произведения. Мужчина был безответно влюблен в Веру, однако при этом был счастлив:

”…От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью…».

Но эта любовь и привела к летальному исходу. 

Несмотря на свой внешний вид, мужчина был добрым, воспитанным, честным и порядочным человеком: «…Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном…». Даже в таких мелочах, как красивый почерк, видно отличие его внутреннего состояния от внешнего. 

 Желтков является маленьким человеком. Он занимает практически самое низкое положение в обществе, не обладает какими-либо способностями, однако при этом имеет большой внутренний мир. Благодаря такому портретному описанию, Куприн отделяет его от остального общества и затрагивает тему вечной светлой, но трагичной любви.