Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова.

Сочинения

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. 
Что такое счастье?

Вступление.

Для всякого счастьем являются совершенно разные вещи. Кому-то для этого нужна лишь еда, кому-то — собственный дом, а другому — свобода. Во времена Н. А. Некрасова данная тема была актуальна как никогда: после отмены крепостного права для многих открылись новые возможности и дороги. Но практически никто не считал себя тем, кто радостно проживает свою жизнь; редко где найдешь того, кто доволен нынешнем положением дел. Писатель, чтобы показать эту проблему читателям, отправляет в путешествие семерых мужиков. Однажды встретившись друг с другом, главные герои стали спорить и задаваться вопросом: “Кому живётся весело, вольготно на Руси?”.  Для того, чтобы найти ответ на него, временнообязанные опрашивали людей из разных слоёв общества. И каждый отвечал по-своему. 

Поп.

Первым человеком, встретившимся им на пути, был поп. Мужики встречали других персонажей и раньше, однако спрашивать о счастье не стали: априори ни солдаты, ни нищие, ни другие “люди малые” не могли радоваться жизни. Задав волнующий главных героев вопрос, они получили ответ: “Покой, богатство, честь”. Духовенство в то время не имело этих качеств, ведь уважения оно не получало, покоя ему не давали, а богатства не было и подавно. Значит, попу весело не живётся.  

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова.

Счастье в Селе Кузьминское.

В следующей главе главные герои также не смогли отыскать человека, что был рад судьбе. В селе Кузьминское многие своим поведением подтвердили отсутствие счастья у простого народа. Без выпивки жизнь для них была тяжёлой: 

    Нам подобает пить! 
    Пьём — значит, силу чувствуем! 
    Придёт печаль великая, 
    Как перестанем пить!.. 
    Работа не свалила бы, 
    Беда не одолела бы, 
    Нас хмель не одолит! 

Всякий пытался рассказать о своих радостях в жизни, часто преукрашивая или добавляя несуществующие события.  Все ложные истории становятся только иллюзией счастья. Это необразованные люди, но крайне терпеливые: этому качеству научили трудности бытия, без которого невозможно существовать. 

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболтуев.

После посещения торжества в селе правдоискатели встречают Гаврила Афанасьевича. Помещик рассказывает о том, как хорошо жилось ему до отмены крепостного права и как нелегко стало после этого события. Оболт-Оболтуев привык получать выгоду из чужого труда, не прилагая больших усилий. Однако теперь дворянину приходится учиться многому:  

“Так надо было ранее 
Сказать… Чему учился я? 
Что видел я вокруг?.. 
Коптил я небо божие, 
Носил ливрею царскую. 
Сорил казну народную 
И думал век так жить… 
И вдруг… Владыко праведный!..» 
    Помещик зарыдал… 

Благодаря этому рассказу мужики поняли, что помещикам также живётся тяжко, что нет у них никакой радости. Не только Гаврила Афанасьевич был обеспокоен данным событием, но и остальные люди его сословия. Оболт-Оболтуев принял реальность, но есть и те, кто не смогли осознать действительность. Таким человеком являлся князь Утятин, который не смог продержаться с мыслью о том, что в России отменили крепостное право. Такие, как он, несчастны из-за своей злости, ненависти ко всем и отсутствия склонности менять самого себя. 

Персонажи — крестьяне.

Все те, кого встречали главные герои, не жили “весело, вольготно на Руси”. Матрёна Тимофеевна пережила много страшных вещей: потеря ребёнка, ненависть в семье, женитьба по расчёту, сплетни. Ермила Гирин, будучи совестливым и справедливым человеком, все-таки совершил плохой поступок: он «выгораживает» своего брата от армии, после чего страдая из-за этого и чувствуя вину. После — попал в острог. Однако он видел радость в помощи народу. Яков верный, хоть смирился и приспособился к жизни у строгого помещика, также не был счастлив и в конце концов повесился. Дед Савелий же, несмотря на трудности и пережитые беды, сохранил свое достоинство, хоть и погиб от горя. Конечно, были и те, которым было всё равно на своё состояние, однако от них ответа на свой вопрос семеро мужиков не получили.  

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова.

Счастье и Гриша Добросклонов.

Несмотря на отмену крепостного права, счастливых не прибавилось: многие страдали и до этого события, а остальные — после. Люди по-разному видели свою благодать, хоть и не могли добиться желаемого. Казалось, что всё было против человека; всегда появлялись переломные моменты, мешающие дальнейшему спокойному существованию. Всякий терял веру в будущее, угасая на глазах. Вместе с внешними проблемами появлялись внутренние, которые лишь сильнее ухудшали состояние. Однако Н. А. Некрасов в конце своего произведения повествует о том, кто вселяет надежду и для которого судьба уготовила свою дорогу. Этим человеком является Гриша Добросклонов — будущий народный заступник, который не отличается особой внешностью: 

У Гриши — кость широкая, 
Но сильно исхудалое 
Лицо — их недокармливал 
Хапуга-эконом. 

Однако он имеет свои цели и мечты. Юноша оптимистичен, всегда может найти положительные стороны. Мальчик думает лишь о том, чтобы “каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси”, к чему и предрасположен его путь в дальнейшем: 

Ему судьба готовила 
Путь славный, Имя громкое 
Народного заступника, 
Чахотку и Сибирь. 

Вывод.

Гриша Добросклонов — упование народа. Писатель не просто так добавляет данного персонажа в своё произведение, тем самым не заканчивая своей истории на простом поиске ответа на вопрос “кому живется весело, вольготно на Руси”. Н. А. Некрасов оставляет открытый финал, тем самым подчёркивая, что это состояние России временно. Люди станут счастливыми общими усилиями, но на это нужно время и малый толчок в этом направлении.

Другие сочинения:

В чём отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных?

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных..»

Татьяна — любимая героиня Пушкина. Сочинение по роману.

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

Образ помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».