Портреты в произведении «Гранатовый браслет».

Сочинения
Портретное описание героев рассказа «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Вера Николаевна Шеина, Анна Николаевна Фриессе, Г.С. Желтков.

Вера Николаевна Шеина

Главной героиней произведения “Гранатовый браслет” является княгиня Вера Николаевна Шеина, дочь татарского князя Мирза‑Булат‑Тугановского. Она, как и должно быть у людей с видным положением в обществе, хороша собой:

“…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…».

Её характер также соответствует внешности:

“…Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна…”. 

Вера Николаевна Шейн "Гранатовый браслет"

Она была замужем за Василием Львовичем Шеином, губернском предводителе дворянства. Несмотря на свой статус, их семье приходилось экономить:

“Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д.»  

 Хоть женщина и хотела детей, однако их у неё было:

“…та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…»

Анна Николаевна Фриессе

Сестра же сильно отличалась от Веры и характером, и внешностью, и образом жизни.

Анна Николаевна Фриессе «…была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой‑то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно‑кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры…»

«…У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница…». 

Несмотря на любовь к азартным играм (обе сестры имели к ним пристрастие) и к флирту, на ее расточительность и странные противоречия, она «…в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество…» 

Анна Николаевна Фриессе "Гранатовый браслет"

Отношения между Верой и Анной

Несмотря на явные различия, Вера и Анна любили друг друга и имели доверительные отношения:

«…Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой…»

Еще больше это отражено в сцене, когда госпожа Фриессе дарит своей сестре “маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты, — очевидно, любовное дело рук искусного и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости”. Анна долго искала что-то старинное, найдя только переплёт, а все остальное дополнив самостоятельно.  

Княгини и мужья

Анна вышла замуж за богатого, но глупого человека. Она терпеть не может Густава Ивановича Фриессе, однако живет с ним до сих пор: 

«… никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…»

Благодаря такому описанию, можно сказать, что чувство любви ей незнакомо и знакомо не будет из-за уже появившейся семьи. Вера же уже успела познать это чувство однажды. Со временем любовь перешла в крепкую дружбу. К сожалению, а может, и к счастью, такие светлые чувства никогда не длятся долгое время, о чем Куприн и оповещает нас, упоминая этот факт в жизни женщины:

”Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения”, «…Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?..»

Верна Николаевна Шейн "Гранатовый браслет"

Писатель считает, что любовь не имеет границ в своем проявлении, но она все равно остается трагичной и мимолетной. Но в то же время автор от лица генерала Аносова пишет “о вечной исключительной любви» : 

“А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость… Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться”. 

Г.С. Желтков

Этой любовью мог бы быть Г.С.Ж. из писем, которые получала Вера в течение восьми лет. Он был не богат, работал чиновником контрольной палаты. Его съемная комната сразу же говорит о различиях в статусе с Верой:

«…Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле‑еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают‑компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью…». 

Г. С. Желтков А. И. Куприн

 Желтков “был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами “, “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине…”, ему было около 30-35 лет.

Мужчина оказался нервным и неспокойным, что видно в его портрете: «…Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы…». Казалось, что он глубоко болен и уже находится на грани жизни и смерти:

“Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами”

“Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого”

Тем самым Куприн словно предупреждает читателя о конце произведения. Мужчина был безответно влюблен в Веру, однако при этом был счастлив:

”…От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью…».

Но эта любовь и привела к летальному исходу. 

Несмотря на свой внешний вид, мужчина был добрым, воспитанным, честным и порядочным человеком: «…Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном…». Даже в таких мелочах, как красивый почерк, видно отличие его внутреннего состояния от внешнего. 

 Желтков является маленьким человеком. Он занимает практически самое низкое положение в обществе, не обладает какими-либо способностями, однако при этом имеет большой внутренний мир. Благодаря такому портретному описанию, Куприн отделяет его от остального общества и затрагивает тему вечной светлой, но трагичной любви. 

Оцените статью
Adblock
detector